Т-14 не станет основным боевым танком российской армии.
Мы ехали ехали и наконец приехали — разрабатываемый с 2009 года новейший российский танк Т-14 на платформе «Армата» поставлен в войска уже не в «парадном» варианте, а в виде промышленной партии. Не уточняется, правда, в каком количестве, но если вспомнить, что Минобороны ещё в прошлом году заключило контракт с производителем «Уралвагонзаводом» на поставку 100 таких танков, то их точно не больше.
Т-14 «Армата» — новейшая разработка отечественных танкостроителей, опередившая время, по праву может считаться лучшим танком в мире. «Наворочено» в нём много чего — необитаемая башня, динамическое бронирование четвёртого поколения, единая система управления тактическим звеном, круговой доплеровский радар с АФАР (активная фазированная антенная решетка) средней дальности и ультрафиолетовые HD-камеры кругового наблюдения. Ну и много чего другого из передовых технологий, что делает этот танк уникальным и… недоступным. В том числе для Вооруженных сил России.
Из-за стоимости в 6,5−7 миллионов долларов, сложности эксплуатации, а ещё в ограниченности применения. Т-14 используется, прежде всего, как машина разведки, целеуказания и корректировки огня самоходных артиллерийских установок (САУ), ЗРК и танков Т-90 в составе тактического звена. То есть изначально их потребность в российской армии ограничена.
Если обратить внимание, то можно заметить, что на нынешнем форуме «Армия-2021», на котором первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков озвучил поставку в российские войска промышленной партии танков «Армата», речь о заключении новых контрактов не шла. В отличие от танков Т-90М «Прорыв», по которым Минобороны подписало с «Уралвагонзаводом» контракт на поставку очередной партии, а также на модернизацию до уровня Т-90М строевых танков Т-90.
То есть 100 танковых «Армат» Вооруженным силам РФ на ближайшие годы будет вполне достаточно, чтобы обеспечивать при наступлении прорыв «Прорывов».Танки нельзя назвать устаревшим видом вооружений, это убойная сила при мощной пушке и современных средствах защиты. Пехота танков боится, но имеет средства противодействия. Из основных российских танков сегодня можно назвать Т-90, представители которого усовершенствованны до уровня Т-90А и Т-90М, а также Т-72, представленных сейчас в новом варианте Т-72Б3, плюс Т-80, который модифицирован как Т-80БВМ. Предполагалось, что им на смену придёт именно Т-14 «Армата», как единый боевой танк российской армии. Вероятно, что так и случится, но не сейчас, а в обозримой перспективе.
— За тридцать лет до развала Советского Союза отечественное танкостроение создало три принципиально новые и отличающиеся бронемашины, — говорит военный эксперт полковник Виктор Мураховский, выпускник, к слову, Казанского танкового училища. — Это весьма высокий показатель с учётом того, что наша страна в этот период не воевала, а «гонка вооружений» в большей степени была затратной по технологиям ядерных вооружений, различным военным космическим программам, развитию флота и стратегической авиации.
Тем не менее тогда было разработано и создано три принципиально новых направления в танкостроении. Это танки серии Т-62−64, Т-72−90 и Т-80, которые являются основными танками армии и сейчас. Если взять аналогичный временной период после 1991 года, то был создан только один танк — Т-14 «Армата», известный как «объект 195». У него большие перспективы, и это действительно танк будущего, который станет одним и основным танком Сухопутных войск России.
Серийное производство танков Т-14 «Армата» для российской армии — это и продвижение его на экспорт. Неизвестный и не обкатанный танк никто не купит. Ещё лучше, если машина получила боевое применение, в реальных условиях боя. И, скажем, после успешного применения российского Т-90М «Прорыв» в Сирии, спрос на него заметно вырос.
Ещё в прошлом году министр промышленности и торговли России Денис Мантуров то ли вольно, то ли невольно, но «слил» информацию о проведении испытаний российского танка Т-14 «Армата» в боевых условиях в Сирии. Впрочем, многие эксперты усомнились.
О том, что танк Т-14 «Армата», который претендует на мировую гегемонию в танкостроении, прошел «обкатку боем» в Сирии, сообщил тогда не главком Сухопутных войск генерал-полковник Олег Салюков (ему подчиняются все танкисты ВС РФ) и даже не начальник Генштаба Валерий Герасимов (ему вообще все в армии подчиняются), а министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Ладно, в армии он не служил ни разу, и вряд ли сразу визуально отличит Т-90 от Т-14, если в руках не будет соответствующей картинки с аннотацией. Указание «торговля» в его министерской должности в этой ситуации более показательное — «Армату» явно пиарят таким способом именно на экспорт, так как сама российская армия от нового танка пока отказывается. Во- первых, из-за достаточно высокой цены, во-вторых, из-за того, что российские танкисты сделали ставку на модернизированные и очень успешные танки Т-90М. Их Минобороны, как стало известно, заказало около 1500 единиц. «Армат» же в танковых полках было 20 штук, плюс нынешняя поставка ещё 100 машин.
То есть ситуация видится такой, что действительно прекрасный танк с уникальными возможностями и техническими характеристиками, каким представляется «Армата», оказался… невостребованным. И это не тот случай, когда для достижения превосходства в танковых сражениях Великой Отечественной войны, для достижения Победы, были экстренно нужны в больших количествах Т-34, КВ-2, ИС-122, а лишь экспериментальные разработки именно перспективного танка. Он вроде как и нужен, но без него пока можно и обойтись. Но вот другой вопрос — этот танк нужно продать. По экспорту, по лицензии, как угодно — деньги-то ведь в него вложены, и немалые.
Здесь можно вспомнить историю с танком Т-90, который родился на базе уже обкатанного и проверенного (и успешно продаваемого) Т-72. «Уралвагонзавод», основной производитель тяжелой бронетехники в России, этот танк не просто усовершенствовал или модернизировал, а довел до совершенно нового уровня. И, поставив Вооруженным силам РФ Т-90АМ, предложил его на продажу в экспортном варианте как Т-90С — стоимостью около 2,5 миллиона долларов за единицу, а глубоко модернизированный Т-90МС — уже за 4,3 миллиона долларов. Нынешнее продление российско-индийского контракта по лицензионному производству танков Т-90С/СК, согласно которому Индия получит дополнительно 464 машинокомплектов для собственной сборки принесет России («Уралвагонзаводу») как минимум 2,8 миллиарда долларов. Тех самых средств, которые потребуются для выполнения внутренней потребности в производстве танков.
России необходимо сейчас убедить потенциальных покупателей в том, что товар в виде уникальной бронированной системы «Армата», на базе которой возможно размещение танка, боевой машины пехоты, вспомогательной машины поддержки на поле боя, является самой эффективной. Банальное сравнение ТТХ Т-14 «Армата», американского Abrams М1А1 или немецкого Leopard 2А6 в «бумажном» варианте никого особо не впечатлит — калибр и толщина брони, конечно, имеют значение, но практика применения конечно предпочтительнее.
— Это красивая легенда с применением «Арматы» в Сирии, — говорит военный эксперт Виктор Мураховский. — Мог быть использован любой полигон, в том числе и, как говорится, с максимальной приближенностью к боевым условиям. У нас подобный «полигон» сейчас существует только в Сирии. При этом давайте вспомним, что российская группировка в этой арабской республике прямого вооруженного контакта ни с какой из сторон-участниц конфликта не имеет. С Турцией у нас вообще такой нейтралитет по Идлибу, где фиксируется каждый выстрел. При возможностях воздушной разведки, как при использовании беспилотников, так и космических средств спутниковой разведки США о появлении «Арматы» в Сирии было бы уже известно. Там бы точно не перепутали. Другое дело, что может идти речь о неких намерениях по возможным поставкам новых российских танков в Сирию. Ну, такое «взрыхление почвы» перед поставкой Т-14 в эту страну.
Танк Т-14 «Армата» в России прозвали «парадным танком» — из-за небольшого количества, позволяющего участвовать лишь в испытаниях и в прохождениях во время военных парадов на Красной площади в Москве. При этом у «Арматы» потрясающие перспективы, просто он опередил время и пока поступает в российскую армию в ограниченных количествах — 100 машин это разговор ни о чём.
Свежие комментарии